ГАЛ

Продажа, аренда, хранение грузов в контейнерах

ул. Расточная 44Б

офис 207/1

+7 (982) 675 64 88

Единый телефон

На железнодорожную отрасль может быть перенесен опыт электроэнергетики путем создания «Совета рынка транспортных услуг»- структуры, которая будет представлять всех участников отрасли и регулировать ее работу, пишет «Коммерсант».

В своем письме к Владимиру Путину, документ которого есть в распоряжении издания, глава ФАС Игорь Артемьев указал, что на железнодорожном транспорте фактически нет организованной торговли: «Целесообразно выработать правила рынка перевозок, учитывающие интересы всех участников, создать систему прогнозирования баланса подвижного состава и ценообразования на базе коммерческой инфраструктуры». По его словам, это можно организовать на принципах саморегулирования по аналогии с «Советом рынка» в энергетике.
Как пояснили в ФАС, основная проблема РЖД и операторов - снижение грузооборота. Привлекательность железной дороги, полагают в службе, надо повысить за счет пересмотра ценового прейскуранта и оптимизации работы рынка, чтобы привлечь малых и средних грузоотправителей с автодорог. Выработкой правил, по мнению ФАС, может заняться «совет рынка». Альтернативой может быть возврат к оперированию обезличенным вагонным парком силами РЖД, если это снизит издержки и повысит клиентоориентированность. ФАС предлагает структуру «совета рынка»
В РЖД говорят, что «открыты для любых инициатив, направленных на улучшение взаимодействия между участниками рынка, повышение эффективности перевозок». «Тема не вызывает отторжения, но вопрос нужно обсуждать, в том числе и роль данной площадки»,- пояснили в Минэкономики.
В то же время, источники в отрасли указывают, что естественно-монопольная услуга РЖД зарегулирована нормативными актами, в то время как услуга по предоставлению вагонов - рыночная, и введение «квазирегулирования» нарушает принципы рынка и меняет правила игры, под которые были привлечены основные инвестиции в вагоны (более 1 трлн руб.).
Создание экспертной площадки, на которой операторы рынка могли бы общаться с грузовладельцами, инфраструктурой и государством, рационально, считает глава совета директоров «Трансойла» Игорь Ромашов, но наделение ее регуляторной функцией противоречит структуре сложившегося высококонкурентного рынка.
В СУЭК отмечают, что структура могла бы решать вопросы баланса парка, справедливых цен, эффективности использования частного парка. По мнению «Русала», основной задачей «совета рынка» должно быть создание коммерческой инфраструктуры рынка на основе площадки, где может торговаться услуга по предоставлению вагонов на основе спотовых заявок, а в дальнейшем - и нитки графика, тяга и прочее. Но участники рынка возражают против заимствования системы торгов с энергорынка.
«Операторская услуга - это не биржевой товар,- замечает господин Ромашов.- Рынку предлагается не обезличенный вагон, а комплекс логистических решений, зачастую сформированный под конкретного клиента». Источник «Ъ» на рынке отмечает, что вагоны отличаются по возрасту и находятся в разных местах в момент подачи заявки. Но, возражают в «Русале», обезличить вагоны можно, указывая в заявках необходимые параметры, при этом возраст и принадлежность значения не имеют.
По мнению ФАС, за основу можно взять организацию рынка агрегаторов такси: ближайший порожний вагон мог бы автоматически захватываться системой, потом отдаваться в другом месте, а с владельцем рассчитываться по формуле, утвержденной в договоре о присоединении к рынку. И, если идея рынка по принципу агрегации сулит высокие доходы тому, кто ее реализовал, отмечают эксперты, то, судя по тому, что пока ничего не получилось, затруднения при реализации слишком серьезны.

Остались вопросы?

Оставьте номер, и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время

Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с уловиями

политики конфиденциальности