ГАЛ

Продажа, аренда, хранение грузов в контейнерах

ул. Расточная 44Б

офис 207/1

+7 (982) 675 64 88

Единый телефон

Итоги исследования рынка

Координационный совет по логистике и консалтинговая компания впервые в России провели исследование по теме "Современная ситуация, тенденции и перспективы развития логистики и управление цепями поставок в РФ".

Исследование такого рода было проведено в России впервые. В дальнейшем его планируется проводить ежегодно. В исследовании приняли участие руководители, специалисты и эксперты из 42 компаний, работающих в различных отраслях: консалтинг, разработка программных продуктов и ИТ-решений, производство, торговля, экспедирование и логистика, производство технологического оборудования, системная интеграция, страхование. Исследование длилось 1,5 месяца - с 17 декабря 2006 года по 29 января 2007 года.

В исследование были включены 9 вопросов:

  1. Каковы, по вашему мнению, основные характеристики современной ситуации в области логистики и управления цепями поставок в РФ можете привести?
  2. Какие важнейшие тенденции в развитии логистики и управления цепями поставок вы можете отметить?
  3. Перечислите наиболее заметные, на ваш взгляд, события, внесшие вклад в развитие логистики и управления цепями поставок в РФ?
  4. Перечислите фактора, которые, на ваш взгляд, являются барьерами в развитии логистики и управления цепями поставок в РФ?
  5. Перечислите отрасли экономики РФ, в развитии которых наиболее заметен вклад логистики?
  6. Перечислите проекты (продукты, услуги и решения), которые были успешно реализованы вашей Компанией, а также вашими партнерами и клиентами в 2006 году
  7. Какие новые задачи (вызовы, проблемы) предстоит решать вашей Компании в 2007 году?
  8. Перечислите, какие новые проекты, продукты, услуги и решения планирует реализовать ваша Компания, а также ваши клиенты и партнеры в 2007 году?
  9. Как повлияет нарастающая глобализация на бизнес вашей Компании?

  10. Рассмотрим результаты обработки анкет исследования.

Каковы основные характеристики современной ситуации в области логистики и управлении цепями поставок РФ можете привести? (Рисунок 1 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.) В ответах на вопрос особо было отмечено то, что развивается аутсорсинг, 3PL и 4PL операционная деятельность. Растет активность логистического бизнеса. Вес больше обращается внимание на выделение логистических функций торговых и промышленных предприятий, связанных с входящей и исходящей транспортировкой, а в ряде случаев с внутрипроизводственной транспортировкой на промышленных предприятиях, складским храпением и управлением запасами, на аутсорсинг. Под аутсорсингом понимается передача не основных функций и процессов, внешним исполнителям. Аутсорсинг позволяет предприятиям наращивать свой профессионализм в конкретной области деятельности, концентрировать ресурсы и фокусировать внимание и персонал на ключевых видах деятельности. Компании-клиенты все больше будут передавать специализированным логистическим компаниям полное логистическое обслуживание, связанное с прогнозированием, планированием и контролем над исполнением операций. Они планируют сосредоточиться на своих основных деловых процессах и ключевых компетенциях, т.е. на тех компетенциях, которые позволяют им зарабатывать деньги.

Логистические компании начинают разворачивать проектную деятельность. Уже мало оказывать просто услуги. Нужно подходить к решению задач и проблем клиентов комплексно. Нужно уметь выявлять их потребности, формулировать задачи развития их бизнеса, четко расставлять приоритеты, грамотно и поэтапно продвигаться в рамках проекта. Клиентов следует рассматривать не как клиентов, а как партнеров. Надо так выстроить партнерские отношения, чтобы в этом союзе обе стороны могли бы заработать больше денег. Усиливается внимание на развитие логистики на уровне компании, на развитие внутрифирменной логистики. Это отмечено 15% респондентов. Много зависит от первых лиц компании, от того, как они оценивают роль и место логистики в достижении бизнес-результатов; от правильности постановки ими задач службы (подразделения) логистики. Здесь следует иметь в виду, что задачи, относящиеся к логистике, решаются структурными подразделениями компании. В этой связи очень важно обеспечить интеграцию внутренних ресурсов компании и координацию управления ими. Также отмечается важность наличия квалифицированных логистических кадров на предприятиях. Это особенно важно для предприятий, расположенных в регионах.

Также был отмечен тот факт, что в 2006 году усилилась тенденция глобализации и интеграция в рамках цепей поставок (10% респондентов). Это проявляется, в частности, в виде выхода крупных западных логистических компаний и сетевых операторов на российский рынок; во все более возрастающем приходе иностранных производителей на российский рынок. Компании все чаще размещают свои производства на территории РФ. Это позволяет им пользоваться такими преимуществами операций на внутреннем рынке, как получение налоговых и таможенных льгот, быть ближе к местным потребителям и гибче реагировать на изменение их потребностей. Многие иностранные производители до сих пор продолжают рассматривать российский рынок как потенциальный, считают преждевременным разворачивание своих операций на российском рынке. Зачастую это сравнение делается на фоне других развивающихся рынков, в частности Китая, привлекательность которых намного выше, чем российский.

Российские предприятия и компании все чаще вовлекаются в цепочки поставок своих зарубежных партнеров. Это налагает новые, достаточно жесткие требования к российским предприятиям: требования к системам управления, информационным системам, персоналу, используемым технологиям. Российские предприятия должны выстраивать не только продуманную и эффективную внутреннюю логистику, но и систему управления цепочками поставок. Особое внимание респондентов было обращено состоянию транспортно-складской и логистической инфраструктуры. Состояние путей (автомобильных, железнодорожных, водных и других путей), состояние складских сооружений, линий коммуникации и других объектов инфраструктуры оказывает значительное влияние на то, насколько беспрепятственно будут перемещаться товарные потоки как внутри страны, так и товары, следующие через территорию РФ транзитом из, например, восточных стран (Южная Корея, Китай) в страны Европейского Союза. 68% ответов pecпондентов характеризуют текущую ситуацию, связанную с логистикой в РФ, как положительную (позитивную), а 32% ответов носили пессимистический характер и были связаны с проблемами, связанными с обостряющейся конкуренцией на рынке, с состоянием транспортной, складской и логистической инфраструктуры, с кадрами, ситуацией в таможне и российским законодательством. Международные логистические компании все чаще переносят свои операции на территории РФ. Это связано с тем, что их клиенты все чаще запрашивают услуги комплексного сервиса. Кто является их клиентами? Практически все крупные производители и розничные сети. Китайские компании разворачивают собственные складские комплексы и операционные мощности на территории РФ. Они создают совместные предприятия с Россией и Германией. Все чаще обсуждается вопрос, связанный с возобновлением работы Великого шелкового пути, маршрут которого пролегал от Европы до Китая.

Международные объединения бизнесменов и предпринимателей активизируют свою работу. В частности, отмечается работа Рабочей группы по транспорту Круглого стола предпринимателей Рос&сии и ЕС. Страховые компании будут выносить на рынок новый комплексный продукт - страхование логистических рисков, возникающих на всем протяжении цепочек поставок и покрывают ответственность участников цепей поставок. Пока же примеры применения такого рода страховых продуктов касаются только цепей поставок в рамках вертикально-интегрированных предприятий (например, компания "Лукойл").

Какие важнейшие тенденции в развитии логистики и управления цепями поставок были отмечены респондентами? (Рисунок 2 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.) Какие тенденции были отмечены респондентами? Конечно, развитие логистических компаний, они будут развиваться с ускоренными темпами. Это понятно торговым и промышленным предприятиям выгодно передавать несвойственные им логистические функции специализированным профессиональным компаниям. Логистическим компаниям в этой связи необхо­димо искать оптимальные меха­низмы взаимодействия с клиентами. Будет усиливаться глобализация и интеграция цепочек поставок. Респонденты ожидают дальнейшее усиление тенденции прихода на российский рынок иностранных производителей, торговых сетей и логистических операторов. Особое внимание будет обращаться развитию автоматизации логистики, в частности, автоматизации складов, управления транспортом, прогнозированию и управлению запасами. Задача, решаемая компаниями в области автоматизации - минимизация влияния человеческого фактора, перекладывание на программных продуктов выполнения рутинных операций, которые характерны для логистики, применение различного оборудования, которое позволяет контролировать движение товаров внутри и вне компании. Компании планируют и в дальнейшем развивать систему управления логистикой. Особенно это характерно для компаний промышленности и оптовой торговли.

Какие наиболее заметные события, внесшие вклад в развитие логистики и управления пенями поставок в РФ, были отмечены респондентами? (Рисунок 3 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.). На данный вопрос было дано не так много содержательных ответов. Встречаются и такие ответы, как «небыло значимых событий». Респонденты обращают внимание на изменения в законодательстве. Особо выделяются изменения в таможенном законодательстве, в частности, введение нового Таможенного кодекса. Компаниям важно работать в цивилизованных и легальных рыночных условиях. Далее мы с вами увидим, что имеются определенные проблемы в области налогообложения. В области событий, носящих инфраструктурный характер, отмечается ввод в строй новых складских комплексов. Какие были отмечены факторы, являющиеся барьерами в развитии логистики и управлении пенями поставок в РФ? (Рисунок 4 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.) Все 146 ответивших говорили о том, что «плохо». В основном, к барьерам относили существующий уровень развития инфраструктуры (состояние путей, сооружений), обеспечивающей движение товаров. На втором месте оказалась ситуация с логистическими кадрами на всех уровнях: как на уровне операционного персонала логистических компаний, так и на уровне среднего и топ-менеджмента для торговых и промышленных предприятий. Нехватка специалистов на высшем уровне особенно остро ощущается в регионах. Такие специалисты должны построить систему и сформировать службу логистики на предприятиях. Также отмеча­ется то, что существующая сис­тема подготовки и переподготовки специалистов по логистике в РФ оставляет желать лучшего. В случае с высшим образованием имеет место значительный разрыв между теорией и практикой. Система переподготовки специалистов лучшего все работает только в столичных городах - в Москве и Санкт-Петербурге. Это вынуждает многие компании заниматься обучением специалистов по логистике внутри компании и на рабочих местах.

Далее в качестве барьера отмечается существующая система управления логистикой в компании. Отмечалось, что первые лица компаний не всегда адекватно понимают цели и задачи логистики на предприятии, не всегда могут четко сформулировать задачи подразделений логистики на предприятии. На ряде предприятий логистика продолжает ассоциироваться только со складом и транспортом, не более того. Не все понимают, что логистику компании следует выстраивать в соответствии с требованиями партнеров в цепочках поставок. Далее были отмечены административные барьеры, бюрократия и коррупция. Отмечены неблагоприятные условия для инвестиций для инвесторов и девелоперов. Каковы же отрасли экономики РФ, в развитии которых наиболее заметен вклад логистики? (Рисунок 5 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 4(10) 2007 г.). Где больше всего востребованы логистические принципы и подходы, профессиональные специалисты в области логистики? Прежде всего, это оптовая и розничная торговля. В первую очередь, это розничные сети, которые применяют продвинутые технологии, предъявляют высокие требования к своим поставщикам и партерам в цепочках поставок. Они вносят новые правила игры в логистические операции. Далее отмечаются отрасли транспорта и логистики. Далее дистрибуция - партнерство с производителями, продвижение продукции от мест производства до мест продажи. Далее выделяется производство и промышленность. Респонденты выделили отдельно такие отрасли, как-нефтяная, газовая, машиностроительная, строительная, фармацевтическая, пищевая, автомобилестроительная, химическая и добывающая отрасли экономики. Отмечается, что существующая инфраструктура РФ имеет «перекос» в сторону обслуживания сырьевых потоков, а не потоков с высокой добавленной стоимостью.

Какие проекты (продукты, услуги и решения) были успешно реализованы компаниями в 2006 году? (Рисунок 6 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.)

Значительная часть респондентов (33%) отметили, что они внедрили ту или иную информационную систему управления складом, транспортом или ERP систему. Это объясняется тем, что без соответствующей информационной системы невозможно обеспечить получение данных и информации для адекватного управления, в частности, прогнозирования, планирования и контроля, логистикой компании. На втором месте оказались инфраструктурные решения. Это строительство и ввод новых объектов складского и транспортного назначения. Далее технологические решения. Это связано с внедрением различного оборудования складского и учетного и контрольного характера на предприятии. Какие новые задачи (вызовы, проблемы) предстоит решать компаниям в 2007 году? (Рисунок 7 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.). Конечно, главной задачей многие считают продолжение развития инфраструктурной сети. Здесь задачи носят как глобальный (строительство дорог и мостов, здесь невозможно обойтись без участия властей на местном и федеральном уровнях), так и выстраивания собственной транспортно-складской инфраструктуры. Развитие бизнеса включает в себя решение разнообразных и многоплановых задач (развитие системы управления логистикой, продвижение бренда, развитие кадров, внедрение информационных систем управления и другие).

Компании, разрабатывающие и внедряющие информационные решения, планируют продолжать развитие программных продуктов. Программные продукты будут все более специализированными. Это, в частности, связано с тем, что растут потребности и требования заказчиков к функциональности решений, приспособляемости к решению задач бизнеса. Какие новые проекты, продукты, услуги и решения планируют реализовать компании в 2007 году? (Рисунок 8 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.) Ответившие на вопрос, в первую очередь выделяют продукты и услуги, направленные на повышение уровня клиентского сервиса. Закономерно то, что чем выше уровень развития экономики, тем более требовательными становятся наши потребители и заказчики. Соответственно, система клиентского сервиса, применяемые информационные решения, технологическое оборудование, компетенции персонала должны быть направлены на полное удовлетворение потребностей заказчиков и должны соответствовать их ожиданиям. Также компании сосредоточат свои усилия и направят свои ресурсы на реализацию инфраструктурных продуктов, проектов внедрения информационных и технологических решений. Как повлияет нарастающая глобализация на бизнес компаний? (Рисунок 9 см. Журнал "Контейнерный бизнес" № 1(7) 2007 г.)

Большинство респондентов отмечают, что рынок в целом расширится. Возрастающая глобализация принесет и свои выгоды. Российские предприятия должны быть готовы работать с большим количеством заказчиков в 2007 году. Отмечается рост потребности в технологичных решениях, которые основываются на информационных системах, технологическом оборудовании, оптимизированных бизнес-процессах, регламентах операционной деятельности предприятия и взаимодействия с партнерами в цепях поставок. Будет возрастать количество альянсов и союзов предприятий в рамках цепочек поставок. Будет усиливаться производственная и логистическая кооперация. Роль небольших и единичных компаний будет снижаться потому, что заказчики все чаще будут требовать комплексных и системных решений и обслуживания, которые под силу оказывать крупным компаниям, а также компаниям, входящим в альянсы. Следует иметь в виду, что зарубежные компании, в том числе логистические, будут искать партнеров среди российских предприятий, в частности региональных. Часть респондентов отметили, что глобализация бизнеса никак не отразится на бизнесе компании. Большинство из них либо представляют иностранные компании и уже работают в условиях глобального рынка, либо сотрудничают с иностранными партнерами. Будет возрастать количество слияний и поглощений эта тенденция характерна для экономики РФ в целом. Будут расти требования со стороны зарубежных партнеров в плане человеческих ресурсов, систем управления, наличию систем управления.

В ряде случаев партнеры будут требовать наличия сертификатов системы менеджмента качества. Отмечается тенденция повышения качества сервиса клиентов и усиления специализации компаний. Времена, когда компании, в частности транспортные и экспедиторские, декларировали возможность предоставления услуг любого груза из любой точки мира в любую другую точку безвозвратно проходят. Для того, чтобы в максимальной степени соответствовать ожиданиям и требованиям заказчиков и партнеров, компании должны становиться специалистами в той или иной области деятельности. Время универсалов проходит. Ряд компаний планируют и дальше расширять применение систем управления цепями поставок. На многих предприятиях применяются те или иные информационные решения. Но они не всегда отвечают требованиям контроля и управления цепями поставок. Будет увеличиваться унификация и стандартизация грузов, упаковки и транспортной тары. Рост конкуренции будет обуславливать применение активной и динамичной маркетинговой политики компаний. Будет возрастать фокус на клиентов. Ряд компаний планирует проведение организационных изменений(обучение персонала, внутренние улучшения) для обеспечения соответствия новым условиям бизнеса. Также было отмечено то, что рост глобализации приводит к росту уровня конкуренции.

Хочется обратить ваше внимание, что данный фактор находится в конце данного списка. Т. е. для многих компаний рост конкуренции не является значимым фактором и что многие компании готовы к работе в условиях конкурентного рынка. Еще одно объяснение этому явлению - емкость российского рынка настолько высока, что всем хватит места на рынке. Подавляющая часть компаний воспринимает нарастающую глобализацию как открытие новых возможностей, которые позволят и дальше развивать бизнес и наращивать свои рыночные возможности. Организаторы исследования надеются, что его результаты будут способствовать дальнейшему развитию бизнеса российских и иностранных компаний, работающих на территории РФ. Надеемся, что исследование внесет свою лепту в дальнейшее развитие логистики и управления цепями поставок в РФ.

Остались вопросы?

Оставьте номер, и наш менеджер перезвонит вам в ближайшее время

Нажимая на кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с уловиями

политики конфиденциальности